Последние жертвы Первой мировой войны
Всем известно, что Первая мировая война закончилась 11 ноября 1918 года полным поражением Германии и ее союзников. Однако, 21 июня 1919 года девять немецких моряков погибли в схватках с англичанами на борту своих кораблей или были застрелены в шлюпках. Они стали последними жертвами Первой мировой войны.
В октябре 1918 года, перед лицом поражения в войне и недовольства народных масс, адмирал Шеер решил предпринять отчаянную атаку на английский флот. Зная, что подобная операция не будет поддержана, он не проинформировал правительство о своих замыслах. Однако, когда был отдан приказ о выходе флота в море (30 октября 1918 г.), большинство моряков отказалось его исполнять. План атаки был отменен, однако восстание моряков повлекло за собой революцию, падение имперского правительства Германии (9 ноября 1918 г.) и окончание войны (11 ноября 1918 г.).
По условиям перемирия, германский флот должен был быть интернирован на базе британских Королевских ВМС Скапа-Флоу на Оркнейских островах. В ходе «Операции ZZ» 21 ноября 1918 г. 60 линейных кораблей Антанты эскортировали 11 линейных кораблей, 5 линейных крейсеров, 8 крейсеров и 48 эскадренных миноносцев германского флота на стоянку в Скапа-Флоу.
На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, англичане не поднимались на борт немецких кораблей без его разрешения.
В преддверии окончания срока перемирия и подписания Версальского договора фон Ройтер не без оснований опасался передачи германского флота союзникам. Чтобы не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли.
Немцы тщательно подготовились к затоплению кораблей, при том, что исполнение этого замысла сопровождалось известными трудностями. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия (например, попытавшись сбежать в нейтральную Норвегию), англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и множество сторожевых кораблей. Радиостанции с немецких кораблей были сняты, перемещаться с корабля на корабль морякам запрещалось, однако немцам удалось наладить связь через английское судно, перевозившее почту.
Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию, чтобы облегчить оставшимся эвакуацию с тонущих судов. Дата затопления флота была выбрана заранее — 21 июня, предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого фон Ройтеру стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но он решил не тянуть с задуманным, тем более, что ничего не подозревавшие о его замысле англичане утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.
21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал заранее условленный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца. Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья.
Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, так как они ничего не знали заранее. Они обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами, но безрезультатно.
Автор: Александр Исаев
Posted in История and tagged Первая мировая война
Добавить комментарий