Ленд-лиз
«Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. «An Act to Promote the Defense of the United States»), принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:
поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);
в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.
Обратный ленд-лиз (например, аренда авиабаз) получен США на сумму $7,8 млрд, из которых $6,8 млрд — от Великобритании и Британского Содружества. Обратный ленд-лиз от СССР составил $2,2 млн.
В военные годы существенную помощь по ленд-лизу получил и советский Военно-Морской Флот – 596 боевых кораблей и судов, или 22,3% от общего количества кораблей и судов, произведенных тогда отечественной промышленностью: 28 сторожевых кораблей (фрегатов), 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 202 торпедных катера, 60 сторожевых катеров, 106 десантных судов и барж, 33 вспомогательных судна и баржи. Из них около 80% кораблей и судов приняли затем участие в боевых действиях против флотов Германии и Японии. Кроме того, в 1944 г. в счет репараций с Италии Великобритания передала в аренду ВМФ СССР линкор, 9 эсминцев, 4 подводные лодки, а США – крейсер. Начиная с 1942 г. постройка отечественных боевых катеров осуществлялась с помощью импортного оборудования (например, двигателей американской фирмы «Паккард»).
До сих пор малоизвестной стороной ленд-лиза остается его значимость для железнодорожного транспорта СССР. Союзники поставили 1981 паровоз и 11.156 железнодорожных вагонов различного назначения (в СССР за годы войны было построено 92 паровоза и чуть более тысячи грузовых вагонов).
Уже среди первых поставок было много остродефицитного сырья и материалов для производства оружия и военной техники. Государственный Комитет Обороны обязал Наркомат внешней торговли в первом полугодии 1942 г. закупить для предприятий авиапрома около 12 тыс. т специальной стали и проката из нее, алюминия и изделий из него, а также алюминиевые и дюралевые трубки для авиарадиаторов. За этот же период авиапредприятия должны были получить за счет импорта 2960 тыс. м авиатроса, 1994 тыс. м различных трубок, 20 тыс. м латунной сетки, 580 тыс. м резиновых шлангов и другие материалы, необходимые для производства боевых самолетов. В ноябре-декабре 1941 г. Наркомат внешторга должен был до 1 февраля 1942 г. приобрести в США для танкостроения 2 тыс. дизельных двигателей в комплекте с главным фрикционом, вентилятором, компрессором, стартером и генератором, а к 1 января доставить предприятиям танкостроения 10 тыс. комплектов электрооборудования для автомоторов фирмы «Додж» и 100 тыс. электросвечей, а также все компоненты для производства танковой электроарматуры. Для наращивания выпуска танков Т-34 в феврале и марте 1942 г. было принято решение о поставках большого количества станков, оборудования, сырья и материалов, а также инструмента, в том числе станков для нарезки конических спиральных шестерен.
Особенно тяжелое положение в начале войны сложилось с производством артиллерийских боеприпасов и патронов к стрелковому оружию, а закупки их у союзников не удовлетворяли все возрастающие потребности фронта. В конце 1941 – начале 1942 г. были приняты меры для регулярных поставок из-за рубежа основных компонентов для взрывчатых веществ и порохов, а также оборудования для ежесуточного изготовления 10 млн штук 7,62-мм патронов, а также 500 станков для производства боеприпасов.
Наращивание собственного производства оружия и военной техники с использованием сырья и материалов, станков и оборудования, поступавших по ленд-лизу, сыграло, пожалуй, не меньшую роль, чем готовая американская и английская техника и оружие. Свою роль играл и обмен военно-технической информацией с союзниками в соответствии с американским законом о ленд-лизе. 19 октября 1942 г. было принято постановление ГКО «Об обмене с США и Великобританией военно-технической информацией». В соответствии с ним при Государственном Комитете Обороны была создана постоянная комиссия для руководства этой работой. В ее обязанности входила подготовка запросов к США и Великобритании по военно-технической информации, представляющей для Советского Союза интерес, обеспечение ее получения, контроль за использованием, а также организация предоставления со стороны СССР такого рода информации США и Великобритании. Поставки в Советский Союз современных образцов военной техники, оружия и оборудования сами по себе уже являлись передачей военно-технической информации. Из-за рубежа поступала новейшая техническая документация в виде отчетов, докладов, описаний, инструкций, наставлений, бюллетеней, каталогов, чертежей и технических ордеров. Так, из Америки только по авиационной технике от инженеров ПЗК до конца 1945 г. СССР получил 11.313 различных инструкций; 89% экземпляров направляли в заинтересованные советские организации для ознакомления, использования и внедрения в советское производство.
Начиная с декабря 1942 г. в заявках СССР на поставку товаров по ленд-лизу начинают преобладать средства производства и остродефицитные материалы, направляемые затем на восстановление производства в освобожденных от противника районах. Для возрождения угольных шахт, нефтепромыслов, электростанций, предприятий черной и цветной металлургии остродефицитное оборудование завозится из США, Англии и Канады.
Всего с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в СССР поступило 17,9 млн т различных грузов на сумму $9,8 миллиарда. Наивысшего пика поставки импортных грузов достигли в 1944 г.
Posted in История and tagged Ленд-лиз
Добавить комментарий