Россия-матушка и Родина-мать
Заканчивая цикл статей о женщинах — символах государств, решил сделать еще небольшую ремарку по поводу символов России. Наши символы, хоть и не нордические богини в шлемах, но, тоже достойные восхищения женщины!
Начало истории этого символа следует отнести к образу Матери-земли — русскому варианту Великой Богини-матери. Другая стадия развития представлений о материнской сущности страны — это образ Русской земли, который проходит через всю историю древнерусской литературы: она представлена как живое существо; ее изображают в женском, чаще всего материнском, облике. В XVI веке она приобретает вид Святорусской матери-земли (Святой Руси) под влиянием работ Максима Грека и Андрея Курбского. В XVIII веке получает распространение концепт Отечества, однако, и образ России-Матери остается востребованным, появляясь, в частности, в текстах В. Тредиаковского и М. Ломоносова, Г. Бужинского и Ф. Прокоповича.
Многое сделал для укрепления символа России в женском облике Пётр I. На личной печати царя было изображение Петра, ваяющего статую России – женщину, у которой в руках держава и скипетр, на голове корона, а на плечах мантия. Кстати, такой сюжет придумал сам царь (страну создает правитель, он придает ей форму и душу), имея в виду, наверное, миф о Пигмалионе и Галатее.
Символ Россия-матушка окончательно сформировался к началу XIX века, ибо в годы правления Екатерины II слово Матушка прочно закрепилось за самой правительницей.
Отечественная война 1812-го всколыхнула настоящую волну народного сопротивления французской армии захватчиков. Образ Родины ассоциировался у защитников с женщиной-матерью, что воплотилось в медали «Народное ополчение» 1816 года. На ней изображена Россия, вручающая мечи своим защитникам – сыновьям. Такой гендерный подход был характерен для всех стран Европы, но, только в нашей стране произошла символизация имперского единства и мобилизации на борьбу с внешним врагом.
Последняя четверть XIX века знаменательна тем обстоятельством, что «Россия-матушка» становится элементом повседневности, появляясь на медалях, календарях, рекламных плакатах, в интерьерах городских усадеб.
В начале XX века Российская империя, в тяжелые военные годы и дни единения с союзниками, также изображалась в образе женщины — символа. Прежде всего, этот образ предназначался для демонстрации справедливого характера войны со стороны России и чистоты намерений российского правительства.
На плакате АНТАНТЫ «Согласие».
После Октябрьский революции и начала Гражданской войны, Белое движение усилило как визуальную пропаганду, так и риторику, призывая к битве с врагами Родины — большевиками. Россия-матушка изображалась со связанными руками, нуждающейся в помощи своих сыновей и защите Царя-батюшки. Именно поэтому, большевики отказались от существующего символа, вернувшись к нему только в 30-е годы.
Советская власть использовала понятие Отчизна, но, воплощённый в искусстве и литературе образ матери, применительно к стране, был столь узнаваемым и почитаемым, что возвращение к нему стало лишь делом времени.
В годы Великой Отечественной войны образ матери воплотился в плакате И. Тоидзе, ставшем символом эпохи. В Родине-матери видны не только страдания и сила, но, и призыв – обращение к чувству долга. В фильмах и литературном творчестве она представлялась уязвимой, опалённой войной, в мемориалах и памятниках погибшим – скорбящей, а в скульптуре на Мамаевом кургане – воительницей, способной повести за собой.
Скульптура Родины-матери на Мамаевом кургане имеет высоту 85 метров. С момента окончания постройки, в 1967 году, она являлась самой высокой статуей в мире в течение 22-х лет. На данный момент, статуя занимает 9-ое место в списке самых высоких в мире, но, среди нерелигиозных монументов ей нет равных.
Автором скульптуры является Евгений Викторович Вучетич. Согласно имеющимся данным, саму фигуру он изваял по образу спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо статуи было позаимствовано у жены скульптора Веры.
Еще одним интересным фактом, связанным со знаменитым монументом, является то, что у него есть уменьшенная копия. Подобная скульптура установлена в КНР в Манчжурии в память о том, что советские солдаты освободили ее от японских оккупантов.
В некоторых союзных республиках были сооружены похожие скульптурные изображения Родины-матери с мечом в руках – в Киеве (Е. Вучетич и др., 1981), Ереване («Мать Армения» А. Аратюнян, 1967), Тбилиси («Мать Грузия» Э. Амашукели, 1963).
В послевоенное время в Советском Союзе были представлены и мирные образы Родины-матери.
На смену Советской Родине, неотделимой от государства, в новый российский период 90-х годов стране был возвращён образ женщины. Но, она представлялась то в образе мачехи, что было связано с огромным количеством непредсказуемых и неоправданных реформ и недовольных ими, то – продажной шлюхи, что выражалось в проводимой тогда внешней политике.
С 2000-х годов агрессивная внешняя политика РФ и череда локальных конфликтов потребовали новых милитаристских образов.
А что можно считать символом современной России? Матрешку, водку, медведя или автомат Калашникова?
Эти образы сейчас активно культивируются и навязываются народу. И это было бы смешно, если б не было так грустно…
Источник: https://moiarussia.ru/rossiya-matushka
Posted in История and tagged Женщины - символы государств, Родина-мать, Россия-матушка
Добавить комментарий