Почему День ВДВ отмечают 2 августа?
Пожалуй, все знают, когда десантники отмечают свой праздник. Но, почему именно в этот день — 2 августа?
Все изменилось в 1930 году, когда из США с дипломом парашютиста вернулся летчик Леонид Минов — по сути, первый советский военный парашютист. Во время учебных сборов, он выполнил показательный прыжок, а, вслед за ним, впервые, прыгнули еще несколько советских летчиков. Об этом доложили командующему ВВС Петру Баранову.
Баранов отдал приказ о выброске целой группы парашютистов. И 2 августа 1930 года, под руководством Леонида Минова и его помощника Якова Мошковского, был высажен первый в мире парашютный десант. Двенадцать человек прыгнули с самолета «Фарман Голиаф» и успешно приземлились под Воронежем.
Спустя несколько лет, в 1935-м, на больших киевских маневрах было высажено сразу 3500 советских парашютистов. За этими учениями наблюдали — в состоянии, близком к шоку — представители армий Франции, Италии и Чехословакии.
Поэтому, СССР — родоначальник ВДВ. Для сравнения: первые десантные подразделения в Германии начали формироваться в 1936 году, в США — только в 1942-м.
Как прыгали первые десантники?
Десантниками становились только добровольцы. Первые прыжки совершались с тяжелых советских бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3 — то есть, с самолетов, не подготовленных к десантированию. Бойцы, держась за специальные поручни, усаживались вдоль фюзеляжа, и самолет взлетал. Перед прыжком нужно было ухитриться спуститься на крыло, пробежать по нему и отделиться от самолета.
ВДВ в годы Великой Отечественной войны
В 1941 году десантники особенно отличились под Киевом. Несколько воздушно-десантных бригад сдерживали наступление немцев и обороняли город целый месяц.
В феврале 1942 года развернулась Вяземская операция, самая массовая с участием воздшных десантников. Им нужно было соединиться с нашими кавалеристами, которые совершали под Вязьмой рейд в тыл противника. Задумывалось, что операция займет две-три недели, но она растянулась на полгода, и тогда много десантников погибло.
Военное руководство признало, что крупные воздушные десанты неэффективны, и многие «небесные» бригады и корпуса перевели в пехоту. Одной из таких бригад стала 13-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Александра Родимцева. Она, придя на помощь 62-й армии, сражалась на Сталинградском направлении. После войны маршал Василий Чуйков признал: если бы не дивизия Родимцева, Сталинград бы мы не удержали. Настолько ожесточенно сражались десантники, даже, в пехоте.
Интересный факт: первые советские десантники носили форму ВВС — такую же, как у летчиков. Поэтому, о плененных и убитых советских десантниках германская пропаганда трубила на весь мир, дескать, авиация Советского Союза уничтожена, а их летчики воюют на земле.
Галифе уже не модно
Долгое время у десантников не было своей формы. Сначала, носили форму ВВС с голубыми петлицами, а, в начале 1950-х, ввели форму пехотного образца: петлицы стали малинового цвета. Бойцам это не нравилось, и дембеля перешивали их на лётные. Этот период десантники прозвали «малиной». От простых пехотинцев их тогда отличали только значки парашютистов. Летную форму в ВДВ вернули в 1963 году.
В 1968 году страны-участницы Варшавского договора ввели войска в Чехословакию. Одним из руководителей операции «Дунай» был командующий ВДВ Василий Маргелов. К этим событиям было приковано внимание СМИ всего мира. И руководство СССР осознало, что военная форма, введенная еще в 1943 году (гимнастерки, галифе) этого пристального внимания не выдерживает.
Правда, первые береты у десантников появились годом ранее. Они были малинового цвета и не нравились Маргелову, который называл их «мухоморами».
В 1969 году вводится форма нового образца, которая остается практически неизменяемой вплоть до распада СССР в 1991-м. Тогда же у десантников появляются тельняшки — сначала флотские, с темно-синими полосами. (К слову, во время ВОВ, Маргелов, какое-то время, командовал подразделением морских пехотинцев, и ему был близок дух морского братства. Это с легкой руки Маргелова у десантников, как и у моряков, прижилось обращение «братишка».)
Главнокомандующего Военно-морским флотом Сергея Горшкова тельняшка у десантников возмутила. Он пожаловался министру обороны Гречко: мол, десант крадет традиции у флота. Однако, реформа 1969 года завершилась мирно: полосы на тельняшках стали голубыми, как и береты десантников.
Вот еще одна забавная деталь, касающаяся обмундирования. В конце 1970-х — начале 80-х годов вышло несколько культовых фильмов о ВДВ: «В зоне особого внимания», «Ответный ход». Число желающих поступить в воздушно-десантное училище и служить в ВДВ возросло многократно. Вот только в училищах, да и в армейских подразделениях, десантники, во время повседневной службы, носили пилотки, как и представители других родов войск. Видя курсантов в пилотках, абитуриенты разочарованно спрашивали: «А где же голубые береты?» (а они были только частью парадно-выходной формы).
Никто, кроме нас
Обычно, десантники покидают самолет уже после своих боевых машин. Маргелов долго вынашивал идею по десантированию боевой техники с бойцами внутри. И у него получилось.
5 января 1973 года, впервые в мире, была десантирована гусеничная боевая машина БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Одним из них был сын Маргелова Александр.
Стоит ли говорить, что затея была непредсказуемой и смертельно опасной. По рассказам очевидцев, Маргелов-старший, во время десантирования сына, выкурил пачку «Беломора», а его рука в кармане сжимала заряженный пистолет на случай неудачи.
Прошло почти полвека, но повторить десантирование машин и людей одновременно не может ни одна армия в мире!
Posted in Армия and tagged День ВДВ
Добавить комментарий