Крылатые гусары Речи Посполитой

крылатые гусары

Крылатые гусары стали одним из наиболее известных символов Речи Посполитой, прочно ассоциирующимся с могуществом польской армии на полях сражений в период, когда государство находилось на пике своего могущества и простиралось «от моря и до моря».

крылатый гусар

О происхождение самого слова гусар я уже писал в одной из предыдущих статей. В Польше гусары появились при Стефане Батории (в XVI веке), и в этом роде войск стали служить преимущественно богатые дворяне. Польские гусары, называемые также «крылатыми», получили большую известность, как благодаря своему щегольскому внешнему виду, так и из-за высоких боевых качеств.

Несмотря на свой нефункциональный внешний вид, гусарские крылья не были чисто декоративными. При атаке они производили свистящий звук, пугавший лошадей противника, а также мешали накинуть на всадника аркан. История появления крыльев у гусар заслуживает отдельного описания. Их происхождение идет от турецких всадников «дели», что значит «безумные, одержимые». Они набирались султанами Порты из пограничных районов государств, подвластных Османской империи. Дели считались легкой кавалерией и воевали в авангарде османской армии, поэтому их слава бесшабашных храбрецов вполне оправдана. Доспехи им заменяли шкуры диких зверей и различные экзотические украшения вроде крыльев хищных птиц. Именно по образу и подобию дели крылья на щитах и головных уборах стали носить польские гусары. Кстати, характерный ассиметричный щит, также позаимствованный гусарами от дели, имеет сугубо практическое объяснение своей формы — вытянутый вверх угол щита защищал шею всадника от сабельного удара при этом не закрывая обзор. Появившись, как и у дели, первоначально на щитах, крылья к концу XVI века перекочевали на луку седла. Более широко известное расположение крыльев на спине всадника появилось уже во второй половине XVII века, когда гусарский доспех получил церемониальный статус. Эффектные всадники с изогнутыми белоснежными крыльями за спиной, которых мы можем видеть в фильмах «Огнем и мечом» и «1612» на самом деле выглядели гораздо более скромно, а использованная на съемках форма и доспехи в действительности не попадали на поля сражений, так как не были боевыми.

Польская гусария удачно сочетала в себе качества восточной (турецко-татарской) конницы с традициями западноевропейского рыцарства, что в конечно итоге и привело ее к славе «лучшей кавалерии христианского мира». Комплектование гусарии производилось по системе «товарищеского почта», согласно которой командир гусарской хоругви нанимал на службу «товарищей» из числа рыцарей-шляхтичей, каждый из которых обязан был привести с собой «почт» (т.е. «список») в составе нескольких вооруженных слуг с лошадьми. Эти «почтовые» воины, называвшиеся также «пахоликами» (оруженосцами), «шеренговыми» (т. е. рядовыми) и «челядниками», обычно набирались из дворовых людей шляхтича или, если «товарищ» был достаточно богатым, — из мелкой шляхты. Набор в хоругвь происходил на добровольной основе.

крылатые гусары

XVII век стал «классическим» веком польских гусар, периодом наибольшего подъема этого типа кавалерии. Наибольшей численности в своей истории польская гусария достигла в 1621 г. (8000 всадников). Гусарские хоругви сыграли решающую роль в ряде крупных сражений: под Кирхольмом (1605) и Клушиным (1610), Хотином (1621 и 1773) и Веной (1683). Секрет боевой эффективности гусар был достаточно прост — они вернули на поле боя классический таранный удар, применявшийся рыцарской кавалерией. При этом основные противники Речи Посполитой в тот момент не могли выставить на поле боя конницу схожего уровня подготовки. Восточные противники (татарские ханства и Москва) располагали преимущественно легкой иррегулярной кавалерией, а враги на западе (шведы и немцы) опирались на рейтар, утративших к тому времени навыки конного боя и ставших почти исключительно стрелковой конницей. Лишь к Тридцатилетней войне  европейская конница стала возвращать утерянные позиции по части классических атак холодным оружием (тем не менее, используя палаш, а не пику как гусары).

Достаточно полное описание состава польской кавалерии периода ее расцвета дает в своих мемуарах Антуан де Грамон, сын маршала герцога де Грамона, участвовавшего в походе Яна Казимира против московских войск в 1663 — 1664 годах: «Гусары выступают во главе всех войск или вооруженных сил в Польше и являются старейшим установлением. Они должны удовлетворять таким требованиям: чтобы быть конником в гусарском отряде, — что называется в просторечье «товарищ», — необходимо быть дворянином, хорошо сложенным, сильным и могущим носить кирасу в полном ее составе, нарукавники, набедренники, отделанные железом рукавицы, на голове каску, на обеих ногах шпоры по-немецки (т. е. могущие быть легко снятыми, тогда как шпоры по польскому образцу прибиваются к сапогам) и большую тигровую или леопардовую шкуру, подбитую бархатом или шелком темно-красного цвета, которою гусар прикрывает левое плечо. Конь его должен быть рослым, красивым, сильным и хорошего хода; бархатное седло с нагрудным и подхвостным ремнями (как иностранного образца имеются и у нас), для того чтобы всадник имел твердую опору при ударе копьем в неприятеля на полном скаку. Гусар должен иметь пистолет у левой седельной луки, длинную и остроконечную шпагу под правым бедром и, как обычно, саблю сбоку. Во время сражения он вытаскивает свою шпагу из-за бедра и навешивает ее себе на правую кисть, чтобы иметь руку свободной для действия копьем, которое является главным оружием, употребляемым гусарами во время боя, для прорыва эскадронов неприятеля…»

Вместе с упадком самой Речи Посполитой приходит в упадок и польская гусария. Если в 1706 г. гусары еще сражаются при Калише, то позднее гусария превращается фактически в декоративное, церемониальное воинское формирование, предназначенное скорее для парадов и смотров, чем для войны. С развитием огнестрельного оружия и артиллерии, к началу XVII века тяжёлая конница начала исчезать из состава западноевропейских армий. Реформированные армии западноевропейских государств успешно противостояли гусарии, при столкновениях с ними гусары стали малоэффективным анахронизмом.

Замечательная работа польского художника Мариуша Козика (Mariusz Kozik)

 

В статье использованы материалы с сайта http://imperia.1c.ru


Posted in История, Униформа and tagged

Pingbacks & Trackbacks

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *