Куда исчезли сомалийские пираты?
Еще недавно, буквально несколько лет назад, газеты пестрели заголовками о том, что пираты из Сомали держат в страхе едва ли не всю северо-западную часть Индийского океана. Они становились героями документальных и художественных фильмов, теле- и радиопередач. А обсуждать было что, если учесть, что, только за 4 года (с 2008 по 2011), ущерб от их действий составил, по разным оценкам, от 450 до 650 миллионов долларов.
Однако, сейчас о сомалийских пиратах ничего не слышно. Что же случилось? Куда они подевались? Попробуем разобраться в этом вопросе.
НЕТ РЫБЫ? ПУСТЬ ЗАХВАТЫВАЮТ ТАНКЕРЫ…
Сомали – одно из старейших государств мира. Под названием Пунт оно известно ещё со времён Древнего Египта. В 7 веке страну захватили арабы и правили там почти тысячу лет. А в конце XIX века север страны оккупировали англичане, а юг – итальянцы.
Лишь в 1960 году это государство освободилось от колониальной зависимости, но, это не привело к улучшению жизни его граждан. Страну населяет несколько сотен различных народностей, которые непрерывно враждуют между собой. До сих пор, в стране идёт гражданская война, и конца-края ей не видно. Так что нет ничего удивительного, что Сомали, в настоящее время, – одно из беднейших государств мира.
Для граждан, живущих на побережье Индийского океана, единственным источником пропитания была рыбная ловля. Но, к началу 1990-х годов, рыбные запасы в регионе значительно сократились. И произошло это, не в последнюю очередь, потому, что рыболовством здесь занимались все, кому не лень.
Раздираемое внутренними междоусобицами государство просто не могло обеспечить защиту своих сограждан от иностранных браконьеров. Помимо этого, зарубежные суда начали сбрасывать в этом неохраняемом регионе Индийского океана высокотоксичные отходы химических предприятий. Понятно, что количество рыбы, в результате этого, отнюдь не увеличилось, а количество голодающих не уменьшилось…
А тут ещё страну охватила жесточайшая засуха. К концу 1992 года, согласно докладу ООН, около 5 миллионов человек (а это более половины населения Сомали) страдали от недостатка продовольствия. От голода погибло более 300 тыс. человек, а около 2 миллионов покинуло страну, спасаясь от последствий гражданской войны, голода и эпидемий.
Местным жителям не оставалось ничего иного, как заняться пиратским промыслом. Дело в том, что Сомали расположено на важном торговом морском пути из сказочно богатого нефтью Ближневосточного региона в Средиземное море (то есть в Европу). Ежедневно здесь проходят сотни нефтеналивных танкеров и прочих судов, так что выбрать себе жертву пиратам не представляет большого труда. А если учесть, что торговым кораблям запрещено иметь на борту оружие, то эта задача ещё более упрощается…
«ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ»
Впервые, о пиратах Сомали громко заговорили в 2005 году, когда ими было предпринято более 20 попыток захвата морских торговых судов и туристических лайнеров. Не все они увенчались для пиратов успехом, но мировая общественность была в шоке: получалось, что несколько шаек каких-то полудиких африканских рыбаков контролирует крупнейший морской торговый путь между Европой и Азией.
В 2012 году было 75 попыток захвата кораблей, в 2011 году — аж 237. Но, самым «урожайным» для сомалийских пиратов можно считать 2010 год, когда ими было захвачено 47 судов и получен выкуп на общую сумму в 240 млн. долларов. И это при том, что захватив какой-нибудь корабль, пираты требовали за возвращение его владельцам отнюдь не баснословные деньги. Обычно, выкуп составлял процентов 10 от стоимости судна. Да ещё можно было поторговаться и снизить сумму выкупа в несколько раз.
Каждый пират, принимавший участие в захвате корабля, получал 30.000-80.000 долларов США. Наиболее отличившиеся имели ещё и «премию» в размере пяти-десяти тысяч. Если учесть, что заработок простого сомалийского рыбака составлял 300-500 долларов в год, то можно представить себе, какая это была для него сумма и сколько было желающих принять участие в морском разбое…
Оружие и снаряжение пиратов
При помощи самодельных абордажных лестниц и крючьев-кошек, используемых, также, в качестве якорей, с ржавыми автоматами АК-47 в руках, «джентльмены удачи» захватывали огромные танкеры, контейнеровозы и другие суда. А приближались к ним они на рыбацких лодках с моторами.
КОНЕЦ ПИРАТСКОЙ ЭПОХИ
И, тем не менее, в 2012 году с морским разбоем сомалийских пиратов было, практически, покончено, и целых пять лет о них не было ничего слышно. Лишь в 2017 году, в этом регионе произошёл захват какого-то браконьерского траулера, за который никто не собирался платить деньги. В итоге, пираты освободили всех захваченных людей без выкупа.
В чём же причины окончания бурной пиратской деятельности? Их оказалось несколько:
Во-первых, транспортные компании стали нанимать для защиты своих судов частные охранные фирмы. Стоило это не дёшево, но всё же дешевле, чем пришлось бы платить пиратам, в случае захвата судна.
Во-вторых, их стали жёстко привлекать к ответственности. В Сомали на средства ООН были построены три тюрьмы для пиратов на 500 мест каждая. И свободных мест там не было. В соседнем Йемене был проведён показательный процесс – шестерых пиратов казнили, ещё столько же получили по 10 лет тюремного заключения.
В-третьих, и это самое главное, сомалийских пиратов стали целенаправленно уничтожать физически.
- В 2008 году странами НАТО было проведено, как минимум, три военные операции против пиратов. В том же году, страны Евросоюза (отдельно от НАТО) провели свою военно-морскую операцию «Аталанта». Даже Китай, уже несколько столетий не отправлявший военные суда за пределы своих территориальных вод, направил к берегам Сомали целых три корабля. Не отставала и Индия…
- В 2009 году сомалийские пираты захватили контейнеровоз, принадлежащий США. За последние 200 лет, это был первый захват американского судна. Однако, экипаж контейнеровоза сумел укрыться в машинном отделении и заблокировать управление кораблём. Поняв, что управлять судном нельзя, пираты покинули его, сумев захватить в качестве заложника капитана Ричарда Филлипса.
Вскоре, их настиг корабль с американскими снайперами из элитного отряда «Морских котиков» на борту. Дальнейшее было вполне предсказуемым. Капитан Филлипс был освобождён, а единственный, оставшийся в живых пират был доставлен в США и приговорён к 33 годам тюремного заключения. Примечательно, что именно эта группа американского спецназа, через два года, ликвидирует в Пакистане «террориста № 1» – Усаму бен Ладена, а ещё, через некоторое время, почти в полном составе, погибнет в Афганистане…
- В том же 2009 году, уже российский Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» ловил пиратов в Индийском океане. Морпехи задержали не только боевиков-исполнителей, но и организаторов и вдохновителей разбойничьего бизнеса на судне, которое шло под флагом Исламской республики Иран.
- В 2010 году сомалийскими корсарами был захвачен российский танкер «Московский университет». Экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал по рации помощь. Сигнал о нападении был получен на большом противолодочном корабле «Маршал Шапошников», который находился в Аравийском море близ острова Сокотра.
«Русские своих не бросают» и, в ходе короткой перестрелки, один пират был смертельно ранен, несколько других получили легкие ранения. В итоге, российских граждан освободили, а десятерых захваченных пиратов посадили в лодку и «отпустили на все четыре стороны» в тысяче километров от берега. Что случилось далее, точно не известно, но, к берегу они так и не доплыли. Может, им просто забыли дать весла, а может, из-за мотора, предварительно снятого с лодки нашими моряками.
- Но, окончательную точку, в борьбе с сомалийскими пиратами, поставило семейство шейхов Аль Нахайян из Объединённых Арабских Эмиратов. Пираты мешали нефтяному бизнесу шейхов, и они в 2010 году выделили 50 миллионов долларов для того, чтобы покончить с морскими разбойниками. Учитывая, что общий капитал семейства Аль Нахайян составляет 150 миллиардов долларов, эти затраты для них были не такими уж обременительными.
За эти самые 50 миллионов шейхи наняли Эрика Принса – создателя скандально известной частной военной кампании (ЧВК) «Blackwater».
Принс сформировал оперативное спецподразделение из числа «прославившихся» своей жестокостью южно-африканских наёмников, специалистов по борьбе с партизанами. Этот отряд, численностью около тысячи человек, имел на вооружении морские катера, бронетранспортёры, вертолёты и даже самолёты. За два года, подчинённые Эрика Принса уничтожили подавляющее большинство баз пиратов на побережье Сомали и весь их разбойный промысел. С тех пор, о сомалийских пиратах ничего не слышно.
Сейчас центр мирового пиратства переместился в Юго-Восточную Азию и берегам Нигерии.
Источник: https://zen.yandex.ru
Изображения: http://www.38brrzk.ru/public/pirates-somali/, https://twower.livejournal.com/885168.html, https://yandex.ru/images/
Posted in История and tagged сомалийские пираты
Добавить комментарий