Зарождение и развитие батального жанра в России
Сильное государство должно иметь сильную армию. Этот непреложный закон на протяжении многих столетий был и остается основополагающей идеей российского государства. Традиции русского воинства и многократно испытанная мощь нашего оружия и сегодня продолжают оставаться в центре внимания защитников Отечества.
Дух патриотизма, беззаветная отдача всех своих сил делу служения своему народу, передаются не только на генетическом уровне. Такие качества формируются и в результате деятельности по воспитанию подрастающего поколения. Художественные средства воздействия, такие как литература, живопись и другие изобразительные средства, являются значительной частью такой деятельности.
Русское изобразительное искусство всегда придавало большое значение историческому и батальному жанрам. Живописные полотна на эти темы стали выделяться в самостоятельный жанр в начале XVIII века, а расцвет батальной живописи пришелся на времена правления Петра I. Батальная живопись стала способом отражения государственных преобразований в России и увековечения побед петровского оружия.
Сам по себе батальный жанр (от французского bataille – битва) – это сфера изобразительного искусства, которая содержит описание тем войны и околовоенных событий. Ключевым сюжетом таких произведений выступают сцены битв и боевых походов. Задачей автора является показ наиболее значительных эпизодов, или нестандартных моментов морской, сухопутной или другой битвы.
В середине XIX века батальная живопись разделилась на несколько направлений, каждая из которых стала отображать конкретную тематику: морские сражения, пешие атаки, конные передвижения. Модными стали портреты известных полководцев на фоне построенных в ряд боевых фаланг или сцен из жизни солдат.
Часто художник ставит перед собой цель показать правдивую историческую сторону происходящих событий, что придает батальной живописи также и исторический характер. Батальная тема отражалась не только в полотнах, а и в мозаике, гравюре, книжных миниатюрах.
Война с Наполеоном в 1812-1814 годах дала новый толчок для развития в России батальной живописи, которая вновь приобретает огромную популярностью.
На полотнах знаменитых художников-баталистов, таких как Василий Верещагин, который сам был участником боевых сражений, Митрофан Греков, Михаил Авилов, картинах Франца Рубо — российского живописца французского происхождения, создателя известных батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», изображены, кроме военных сцен, также эпизоды солдатского быта, с показом жизни воинов в лагерях, бивуаках, походах, что приближает данный жанр также и к бытовому.
Значительную лепту в батальный изобразительный жанр внесли также такие известные мастера живописи, как Карл Брюллов, Орест Кипренский и Иван Айвазовский.
Российской батальной тематике присущ особенный дух патриотизма, стремление к показу мужества и отваги воинов. Эту черту переняли и преумножили живописцы-баталисты ХХ века.
Очередной активизации данной тематики способствовали работы живописцев-баталистов, освещающих Великую Отечественную войну и последующие, не менее героические годы восстановления страны из руин и разрухи. Художники и скульпторы также увековечили подвиг героев в военных плакатах, в военной графике и скульптуре. Рудольф Френц, Петр Мальцев, Иван Владимиров, Александр Дейнека, Петр Кривоногов, Иван Петров — вот имена некоторых баталистов тех времен.
Купить картину маслом батального жанра можно в онлайн-магазине «Molbert».